Бесспорный факт, что качество шин существенно влияет на расход топлива любого автомобиля. Но на грузовых машинах это более заметно, чем на легковых. Это связано с тем, что у грузовика больше колес и, соответственно, нагрузка выше.
Бесспорный факт, что качество шин существенно влияет на расход топлива любого автомобиля. Но на грузовых машинах это более заметно, чем на легковых. Это связано с тем, что у грузовика больше колес и, соответственно, нагрузка выше. Сопротивление движению автомобиля включает в себя преодоление инерции во время разгона, сопротивление воздуха, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии, а также сопротивление шин. Остановимся более подробно на последнем пункте.
Сопротивление качению шин раскладывается на несколько составляющих. Сопротивление, которое возникает при трении покрышки о покрытие дороги, составляет всего лишь 5% от общего. Около 15% приходится на долю сопротивления воздуха. Остальная же часть энергии, 80%, уходит при деформации шин. Если просто катить шину по дороге без какой-либо нагрузки, она будет двигаться довольно долго. При хорошей нагрузке происходит сжатие нижней части шины, и при такой деформации она быстро останавливается. Такой нехитрый опыт демонстрирует, насколько велик расход энергии при деформации шины.
Сегодня на рынке без труда можно приобрести такие покрышки, которые имеют минимальную деформацию и меньшее сопротивление качению. Их преимущества заключаются в легкости подбора и бюджетной стоимости. Однако здесь не исключены некоторые риски. Каркас у шин такого типа более жесткий. Да, он позволяет немного сэкономить топливо, но вместе с тем есть опасность взрыва покрышки в определенных условиях. Может быть достаточно одного небольшого предмета с острыми краями на дороге, чтобы шина деформировалась. Подобные ситуации не редкость у водителей, использующих шины премиум-класса. Желая сэкономить топливо и продать машину, автовладельцы намеренно перекачивают колеса. В результате возникает проблема неравномерного износа шин.
Производители очень часто используют выражение «экономичные шины» в рекламных целях, демонстрируя, как много топлива экономит их продукт. Для большей наглядности компании проводят различные тестирования. Это делается для привлечения внимания потребителей.
Можно привести следующие примеры. Грузовики одинаковой мощности едут одним и тем же маршрутом, но с разными шинами. После прохождения нескольких тысяч километров сравнивают показатели их бортовых компьютеров. В итоге получается, будто бы рекламируемая резина более экономична. Однако при оценке производители не учитывают стиль езды водителя. Совершенно очевидно, что при активной езде расход топлива будет выше даже при самых экономичных шинах.
А вот другой пример. Одна из европейских компаний провела тестирование различных шин. Для теста брались грузовики с экономичными шинами и с шинами производителей-конкурентов. Спустя две недели езды шины поменяли местами. Исследователи решили, что таким образом можно устранить влияние разных стилей управления грузовым автомобилем на результаты эксперимента. В итоге экономичные шины показали лучший результат, продемонстрировав экономию топлива. Однако даже здесь есть сомнения в чистоте тестирования, поскольку погодный фактор не был учтен. Одни грузовики ехали во время исследования, например, против ветра, а другие – при совершенно иных погодных условиях.
Так возможно ли при тестировании шин учесть все факторы, которые оказывают влияние на расход топлива? Каждый потребитель должен сам решить, можно ли верить рекламе. Для того, чтобы экономить топливо, не обязательно покупать экономичные шины, достаточно изменить стиль вождения и научиться экономно ездить. Возможно, что за обучение придется заплатить, но оно быстро окупится. Дальнобойщик может просто спокойно держать стрелку тахометра в зеленой зоне и двигаться на более высокой передаче, когда это возможно. Тем же, кто любит быстро ездить, придется либо переучиться, либо смириться с расходами на топливо.
Еще один способ экономии горючего – это поддержка автомобиля в исправном техническом состоянии. Особенное внимание здесь следует обратить на давление в шинах. Если давление ниже нормы, то при движении шины значительно деформируются. Значит, потребуется больше энергии на такую деформацию и расход топлива увеличится.
Немаловажное значение имеет геометрия ходовой. Даже если отклонения небольшие, это скажется на расходе топлива. Чем быстрее шины изнашиваются, тем больше горючего уходит. При положении, когда колеса как бы едут в разные стороны, прибавляется энергия на волочение колес. Колесо может уходить на одном метре всего лишь на 2,5 мм, но в пересчете на километр уход получается 2,5 м, а на 1000 км – 2,5 км. В результате увеличиваются расходы не только на топливо, но и на ускоренный износ шин.
Ни для кого не секрет, что создать что-либо идеальное очень сложно. Чтобы сократить расходы на горючее не стоит усиленно заниматься поиском экономичных шин, лучше использовать более явные способы экономии. Так называемые «экономичные шины» не всегда оправдывают себя, и к тому же они зачастую жесткие и небезопасные. В отличие от них мягкие шины с хорошим сцеплением дают большее сопротивление качению. Производителям еще предстоит решить сложную задачу, а именно найти компромисс между безопасностью, надежностью, экономичностью и долговечностью.