Некоторые автомобилисты имеют в своем распоряжении два комплекта дисков – на летнюю и зимнюю резину, другие используют только один.
Некоторые автомобилисты имеют в своем распоряжении два комплекта дисков – на летнюю и зимнюю резину, другие используют только один. И, надо сказать, последний вариант экономически невыгоден: стоимость трех-четырех перебортовок равняется стоимости одного диска.
Под словом «колесо» мы понимаем автомобильное колесо в сборе, то есть это металлическая и резиновая составляющие. Сейчас мы будем говорить о металлической части между ступицей и шиной, то есть диске или дисковом колесе.
Дисковое колесо состоит из двух частей: обода и диска, которые соединяются друг с другом с помощью точечной контактной сварки. Элементы также могут быть цельноотлитыми.
Обод – это кольцеообразная часть колеса определенного профиля, на которую монтируется и опирается шина.
Диск является центральной частью дискового колеса и несет обод. Он крепится к ступице с помощью посадочных отверстий.
Ступица – центральная, обычно утолщенная часть вращающейся детали (шкива, маховки и т.д.), которая имеет отверстие для посадки на ось или вал. Она соединяется с ободом колеса диском.
Различают четыре типа колесных дисков:
Стальные диски пользуются наибольшей популярностью у автовладельцев и широко распространены. Они состоят из обода и приваренного к нему диска (тарелки), которые производятся из стального листа. Именно стальными дисками комплектуется большая часть автомобилей на заводах. Основные достоинства таких дисков заключаются в следующем:
Литые диски производятся из сплавов, в состав которых входят алюминий и магний, путем литья или ковки. По характеристикам они значительно превосходят стальные. Однако главное их назначение – сделать экстерьер автомобиля более эффектным. Помимо этого, благодаря литью снижается вес колеса, что положительно сказывается на плавности хода автомобиля, повышает безопасность вождения и уменьшает износ деталей подвески. Поскольку такие диски имеют идеальную геометрию, исключены неприятные вибрации при условии хорошей балансировки.
Что касается стоимости, то литые диски занимают среднюю нишу между стальными и коваными.
К недостаткам литья можно отнести следующее:
Технология производства кованых дисков обеспечивает им высокую прочность и жесткость. Кованые диски в состоянии выдержать сильные удары. В отличие от литых они не лопаются, а гнутся без образования трещин. Кроме того, кованые легкосплавные диски легкие и устойчивы к коррозии. Основной их минус – это высокая стоимость и ограниченный дизайн.
Сравнив характеристики литых и кованых дисков, можно выявить такую градацию:
Полезно знать, что благодаря уменьшению веса колеса снижаются неподрессорные инерционные массы автомобиля, что положительным образом сказывается на работе подвески, а также улучшаются комфортабельность езды, тормозная динамика и управляемость.
Магниевые диски сложно найти на рынке, поскольку они, как правило, изготавливаются на заказ, а их стоимость очень высока. Нужно отметить, что кованые диски российского производства по качеству не хуже зарубежных аналогов, однако их цена на порядок ниже.
Сборные дисковые колеса состоят из легкосплавной центральной части и обода из стали. Их редко можно встретить, а цена достаточно высока.
Затяжка диска выполняется с помощью соответствующих болтов. Их головки могут иметь форму «на конус», «на сферу» или «на плоскость». Если производится замена стальных штампованных дисков на легкосплавные, вероятно, понадобятся болты или шпильки большей длины, чем штатные, поскольку легкосплавный диск толще стального. Старый крепеж может не подойти, если болты имеют разные головки.